Символом воинственной мощи Одина является его копье Гунгнир (от gúngna, потрясать, размахивать). Это мощный артефакт, олицетворение могущества Северных Богов
ВсеОтец очень часто изображается именно со своим копьем.
Свойства:
Копье способно возвращаться к владельцу после броска, как бумеранг;
Обладает волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири, и разбивая на куски самые закаленные мечи. И "ломает мечи" это не образное выражение, в Младшей Эдде описывается, как копьем Гунгнир был сломан волшебный меч Сигурда- Гарм;
Всегда достигает цели.
История создания:
В стародавние времена, не без помощи Локи, состоялся большой спор. Спор между темными альвами – карликами, жителями подземного мира. Спорили сыновья великого мастера Ивальди, живущие на одном краю горы горы – с братьями Брокком и Эйтри, на другом. За право называться лучшими кузнецами и мастерами в девяти мирах.
Много известных артефактов сделали карлики во время того состязания. Пришло время выбрать победителя. Собрались Боги на большом совете и стали оценивать проделанную мастерами работу. Волшебное копьё Гунгнир — было подарком для Одина от сыновей мастера Ивальди.
По нраву пришлось копьё Одину. И стало Гунгнир его любимым оружием
Из реальной истории:
Многие скандинавские воины подражали Гунгниру и украшали свои копья рунами. Копья были одним из самых популярных видов оружия, которым пользовались викинги, и вполне логично, что Один, как Бог войны, носил копье как свое главное оружие. И если Один метнет его поверх голов какого-нибудь войска, последнему это предвещает поражение в битве. К тому же копье, бросаемое поверх наступающего войска, посвящает тех, кто падет в битве, Одину.
Связь с рунами:
Копьё Одина соотносится с руной Гар
Это интересно знать:
Считалось, что Гунгнир летал по небу всякий раз, когда его бросал Один, с яркой вспышкой света, похожей на молнию или метеор. Кстати, некоторые считают, что именно отсюда берет начало загадывание желания на звезду или метеор.
Входя в Вальхаллу, Один оставляет это копье висеть на воротах — как знак того, что он сейчас находится внутри.
О сакральном:
Важнейший сакральный смысл этого символа - посвящение Одину (и посвящение - инициация в целом). Высшую реализацию этой идеи мы видим в жертвоприношении Одина, совершенном ради обретения знания рун, переданного им людям:
Veit ek, at ek hekk
vindga meidi á
natr allar níu,
geiri undadr
ok gefinn Odni,
sjalfr sjalfum mér,
á beim meidi,
er manngi veit
hvers af rotum renn.
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
(Речи Высокого, 138)
Второй символический смысл образа Копья Одина- «обозначение» Победы - во всех смыслах этого слова: от физической победы в бою до победы над самим собой. Разумеется, это значение теснейшим образом связано с первым: так, магический в сути своей бросок копья во вражеское войско, «запускающий» битву и предрекающий победу в ней, одновременно является и посвящением будущих павших Одину, и посвящением Одину самой битвы (так же, как художественное произведение- от стихотворения до танца - может быть посвящено тому или иному человеку или Богу).
Fleygdi Odinn
ok ifolk of skaut,
bat var enn folkvig
fyrst i heimi..
В войско метнул
Один копье,
это тоже свершилось
в дни первой войны.
(Прорицание Вёльвы, 24)
Именно бросок Гунгнира возвестил начало Первой войны — войны между Асами и Ванами.
Известный шведский конунг Эйрик, чьим покровителем был Один, перед началом битвы со Стюрбьёрном получает от своего Бога тростинку, которую тот велит ему метнуть во вражеское войско. Эйрик поступает так, и тростинка уже в воздухе превращается в копье. Вражеские воины теряют «ориентацию в пространстве», а Эйрик выигрывает сражение!
(«Прядь о Стюрбьёрне Шведском Воителе»)
Последний раз копье Гунгнир упоминается в «Младшей Эдде» в связи с наступлением Рагнарека.
«Впереди едет Один в золотом шлеме и красивой броне и с копьём, что зовется Гунгнир..."