Магический помощник
Появились вопросы? Задайте нам их в Telegram
Онлайн школа рун

Восемь навыков Мастера Рун

4 апреля 2025 • История и термины
Автор текста - Антон Платов.

Знаменитый посвященный рунам фрагмент эддических «Речей Высокого» начинается со следующей строфы, явно адресованной человеку, постигающему руническое Искусство. В данном отношении этот – и следующий за ним – тексты очень важны для нас, поскольку это практически единственный случай, когда в древних текстах сталкиваемся не с простой констатацией факта применения рунической магии, а со своего рода, введением в ее основы.

Итак, начало фрагмента (пер. с др.-исл. А.Корсуна):

Руны найдешь

постигнешь знаки,

сильнейшие знаки,

крепчайшие знаки,

Хрофт их окрасил,

а создали боги

и Один их вырезал,

(Речи Высокого, 142)

И, далее:

Умеешь ли резать?

Умеешь разгадывать?

Умеешь окрасить?

Умеешь ли спрашивать?

Умеешь молиться

и жертвы готовить?

Умеешь раздать?

Умеешь заклать?

(Речи Высокого, 144)

Эти восемь строк справедливо считаются всеми – и «академическими», и «эзотерическими» – рунологами перечнем сакрализованных навыков, необходимых Мастеру Рун.

Между тем, разобраться, о каких именно восьми навыках мастера рун сообщает нам данный эддический текст, было бы чрезвычайно интересно: ведь это позволило бы нам понять, чему обучались будущие Мастера Рун …

Итак, отправная точка – исходный текст на языке оригинала – древнеисландском:

Veistu hvé rísta skal?

Veistu hvé ráða skal?

Veistu hvé fáa skal?

Veistu hvé freista skal?

Veistu hvé biðja skal?

Veistu hvé blóta skal?

Veistu hvé senda skal?

Veistu hvé sóa skal?

Veistu hvé rísta skal?

Навык 1: RÍSTA

Умеешь ли резать? – значение глагола в первой строке не вызывает никаких сомнений, как и то, что глагол «резать» относится к рунам. И сам глагол достаточно древен (скандинавское rísta и славянское резать – «потомки» одной североевропейской основы); и в словосочетании «вырезал руны» он встречается еще на древних рунических камнях.

Другое дело – что именно подразумевает данная строка. Очевидно, речь не идет о мастерстве резьбы по дереву или камню (даже, если говорить о вырезании рунических знаков). Можно предполагать, что сакрализованное умение «резать руны» подразумевает:

• знание рун, их фонетических и символических соответствий;

• владение основными принципами рунического письма;

• умение – как минимум – составлять простейшие заклинательные рунические комбинации рун.

Veistu hvé ráða skal?

Навык 2: RÁÐA

Казалось бы, «Умеешь разгадывать?» в русском переводе Корсуна довольно понятно – речь может идти, например, о разгадывании смыслов в процессе «рунического гадания».

Может... Только к этому нет никаких указаний, а сам перевод «разгадывать» не совсем адекватен для др.-исл. глагола ráða.

Так, например, в датских переводах Эдды в данной строке используются глаголы tyde «толковать», «разъяснять» и råde «советовать» (последний – явно однокоренной с др.-исл. ráða). Заметьте – не «получать совет», но – именно «советовать».

Среди англоязычных переводчиков Эдды царит существенно большее единство. Только Беллауз перевел это слово архаичным to rede «разгадывать»; большинство выбрали родственный древнему скандинавскому английский глагол to read «читать».

Впрочем, несмотря на существующие разногласия, смысл второго навыка тоже ясен.

Речь идет о «понимании», «чтении» рун, что, вероятно, подразумевало:

• читать и понимать надписи, выполненные рунами;

• разбирать и осмысливать – насколько это возможно – их комбинации, созданные другими мастерами.

Veistu hvé fáa skal?

Навык 3: FÁA

А вот здесь с лингвистической точки зрения нет ни единого разночтения. В полном соответствии с переводом Корсуна: «Умеешь окрасить?».

Действительно, мы знаем, что вырезанные руны – и на мобильных объектах, и на рунических камнях – часто окрашивались, в одних случаях кровью, в других (на части камней) специальными красителями (дополнение автора канала – подразумевается например охра).

Зато здесь есть тонкость, принципиальная с точки зрения рунического Искусства. Вырезать руны и Окрасить руны – вынесено в две разные строки; это два разных навыка эриля (примечание автора канала - эриль = мастер рун, хотя есть и иные названия, а так же "разделения" ... но об этом позже). И два независимых элемента рунического ритуала.

Veistu hvé freista skal?

Навык 4: FREISTA

Определение четвертого из «Восьми Навыков», пожалуй, наиболее сложно для интерпретации.

Начнем с того, что лингвистически перевод Корсуна «Умеешь ли спрашивать?» имеет довольно косвенное отношение к др.-исл. глаголу freista. Обратимся к другим переводам Эдды.

Наибольшим разнообразием отличаются существующие переводы на датский. Датчане для обозначения данного навыка используют глаголы søge «искать», prøve «пробовать» и даже måle «измерять», «определять».

В переводах на норвежский – максимально близкий (не считая исландского) к языку Эдды – мы встретим глагол freiste «искать», очевидно, родственный использованному в «Речах Высокого», и – параллельно с датчанами, но немного с иным значением – глагол prøve «судить [о чем-либо]», «испытывать».

Английских переводов Эдды, разумеется, существует едва ли не больше, чем всех остальных, вместе взятых, однако практически все они (Торп, Брэй, Одэн и Тэйлор и т.д.) используют глагол to prove – за исключением, как всегда, Беллауза. Беллауз предлагает trial - такого глагола в «официальном» английском вообще нет, но смысл понятен.

Именно перевод Беллауза в свое время подтолкнул меня к вероятному решению этого ребуса. Дело в том, что в английском существует устойчивое выражение trial the truth, имеющее однозначное русское соответствие – «пытать истину». «Искать», «испытывать», «[выносить] суждение», «определять» – все эти оттенки древнего freista сливаются в контексте рунического Искусства в обозначении рунической мантики.

Итак, Четвертый Навык – умение искать истину с помощью рун, т.е. пользоваться руническими жребиями (как, например, нам описывает то Тацит), интерпретировать руны и понимать их совет.

Veistu hvé biðja skal?

Навык 5: BIÐJA

«Умеешь молиться?...»

В данном случае использованный в Эдде глагол сохранился во всех скандинавских языках до настоящего времени: швед. bedja, дат. bede и т.д. Он действительно может быть переведен как «молиться», и именно эти глаголы используют в своих переводах «Речей Высокого» скандинавы. Однако в скандинавских языках эти глаголы сохраняют ряд оттенков, которые просто исчезают при использовании русского аналога.

Более того, рус. молиться к настоящему времени настолько прочно вошло в наш обиход, что мы забываем о том, данный глагол находится здесь в возвратной форме – т.е. замкнут на себя (сравн. купаться – «купать себя», играться – «играть сам с собой» и т.д.). Это имеет совершенно определенный и глубокий смысл в народной православной культуре, но не имеет ни малейшего отношения к данной строфе «Старшей Эдды».

Уже по двум этим причинам – иные смысловые оттенки и возвратная форма – перевод Корсуна («молиться») для нас непригоден.

Смысловые оттенки, присущие др.-исл. глаголу biðja, удобно проиллюстрировать, рассмотрев существующие английские переводы Эдды. Только в одном (!) из них – в переводе Торпа – употреблен глагол to pray, который действительно стоит переводить на русский как «молиться». Беллауз и Брэй в своих переводах используют to ask «спрашивать», «просить». И, наконец, Одэн и Тэйлор предлагают to evoke – «призывать».

Вероятно, именно эти два аспекта и являются основными в Пятом Навыке мастера рун – умение призвать Богов и просить их – именно о том, что должно.

В продолжение пятого Навыка Мастера Рун

Как призывать Богов Северного Пантеона?

В кавычки («…») взяты цитаты из книги «Руническая Защитная Магия».

Авторы – Велемира и Бронислав.

…«Выбор Богов следует производить согласно цели действия рунической формулы… (прим. автора канала – например: деньги – Фрейр, защита – Хеймдаль, любовь – Фрейя и тд.). Призывать Богов следует не силой голоса, а силой мысли. Сам призыв можно произносить достаточно тихо, делая акцент скорее на силе своего Желания призвать их».

Своей Волей, помните (?) Ek ma – Я могу! Здесь и сейчас. Без страха и без сомнения.

…«Для этого используются «висы». Виса – это вид скандинавского стихосложения»….

О Висах я буду рассказывать не единожды…

Пример висы - посвящена Великому Всеотцу Скандинавского Пантеона - Одину:

Владыка Валгаллы, хранитель рун тайных

Тебе посвящаю я вису свою,

И у рун священных защиты прошу!

О, величайший владыка Вальхаллы!

К тебе я взываю! Пролейся же светом!

И меня озари своим истинным знаньем!

Врагов ослепи, что плетут злые козни,

Копьем своим быстрым пронзи их неверных,

Пусть храбрые чаши в твою честь поднимут!

Великому Одину слава!)

…«Главное и несомненное условие: вису Вы должны сочинить сами»…

Не обязательно очень длинную, как описана выше, порой достаточно и одной строки. Если же и это сложно – то просто произнесите хвалебную речь, идущую из глубин Вашей души.

…«В Висе – важны не слова и не красота слова, а те мысли, что вы вкладываете в них. Хотя в Древней Скандинавии в «программу обучения» война входил обязательный курс написания Вис. Считалось, что каждый Воин обязан уметь составлять Висы, славящие Богов до и после битвы. При составлении Висы важно учитывать, что форма обращения к Богам должна быть уважительной, но настойчивой. Помните, что Боги не придут к жалкому, ноющему и просящему, но уважительную, гордую и даже требовательную форму воззвания они оценят по достоинству»…

Такова наша Религия. Мы можем и должны говорить с Нашими Богами… И да, в призыве именно в такой форме, проявляя пред Ними свою Волю и Решимость.

Veistu hvé blóta skal?

Навык 6: BLÓTA

Смысл этого слова в скандинавских языках не изменился за прошедшее со времен записи Эдды время. У Корсуна: «…и жертвы готовить». Здесь лишнее – только несколько сбивающее с толку «готовить». В современных, например, норвежском и датском языках это звучит как blote, «жертвовать».

А именно приносить Дары.

Veistu hvé senda skal?

Навык 7: SENDA

… др.-исл. глагол senda со значением «послать» имеет общегерманский корень: совр. англ. to send, исл. senda, дат. sende, шв. sända и т.д. – все эти глаголы, используемые в данном случае переводчиками Эдды, означают «послать», «отправить».

… Другой вопрос – что и кому. Вероятно, здесь идет речь об умении «отправить» руническое заклинание (или, точнее, его действие) объекту магии, отделенному расстоянием от человека, вырезающего руны. Примеры такого умения мы неоднократно встречаем в древних текстах – достаточно вспомнить проклятие Эгиля, «посланное» им через море конунгу Эйрику и Гуннхильд. Более поздние предания и сказки часто говорят об этом в иносказательном виде. Так, например, в датской песне «Руны благородного Тидемана» (XVI век) говорится о том, что королевич Тидеман, проникнувшись любовью к прекрасной Биделиль, вырезает руны любви на дощечке и бросает ее в воду. Руническое заклятье «приплывает» к Биделиль, и та отправляется к кораблю королевича.

Итак, Седьмой Навык – умение направить действие рунического заклинание через расстояние.
Veistu hvé sóa skal?

Навык 8: SÓA

…В норвежских переводах Эдды в данной строке «Речей Высокого» используются глаголы slette «уничтожать» и stoppe «остановить»; в датских – øde «расточать», «тратить» и slette – «удалять»; в английских, как правило, – to spend.

Что же можно уничтожить/остановить, если мы говорим об искусстве применения рун? Очевидно, что – как и в большинстве других строк («резать», «окрашивать») – речь здесь идет именно о рунах: о том, чтобы уничтожить ненужное или неправильно вырезанное руническое заклинание и тем самым остановить действие рун.

Пример применения Восьмого Навыка напрашивается сам собой – то место в Саге об Эгиле, где он исцеляет больную женщину. «Тогда Эгиль поговорил с больной, потом попросил приподнять ее со скамьи и подстелить ей чистые одежды. Затем он обшарил то место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль прочел их, соскоблил и бросил в огонь».

Редакция сайта Зов Севера

Автор статьи
Похожие статьи